НАСКАЛЬНЫЕ НАДПИСИ НА ЧАРЫШЕ
DOI:
https://doi.org/10.37892/2712-8121-2023-1-2-5-25Ключевые слова:
Горный Алтай, наскальные молитвенные надписи на реке Чарыш, енисейское руническое письмо, северное сибирско-тюркское манихейство, IX–X вв.Аннотация
Памяти неутомимого исследователя Горного Алтая,
археолога Бориса Хатмиевича Кадикова (1932–2010)
На рубеже XX и XXI вв. стало понятно, что скопления наскальных енисейских рунических надписей на Горном Алтае указывают места былого расположения манихейских монастырей. Два таких особенных места, отмеченных молитвенными надписями
на скалах Бичикту-Бом на р. Кара-Коле и Ялбак-Таш на р. Чуе, были изучены по сохранившимся до наших дней оригиналам. Надписи третьего места – скалистых выступов горы
близ современной деревни Мендур-Соккон на р. Чарыше – ныне известны только по прорисовкам обнаружившего их в 1959 г. археолога Б.Х. Кадикова. Новые попытки частичного
прочтения этих граффити показывают их молитвенное и миссионерское назначение,
а особенности их правописания позволяют думать о том, что руническое письмо в его алтайском варианте енисейского алфавита учили люди, уже знавшие письменность с иным
азбучным строем. В целом изучаемые наскальные строки обогащают современные знания
религиозной лексики и подтверждают ряд философских понятий северного, сибирскотюркского манихейства. В их круг входят и первые рунические надписи, обнаруженные на
Горном Алтае горным инженером Г.И. Спасским в начале XIX в.
Благодарность: Работа выполнена в рамках Государственного задания Института археологии РАН № НИОКТР 122011200266-3.