ЕНИСЕЙСКАЯ РУНИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ СИБИРСКО-ТЮРКСКОГО МАНИХЕЙСТВА
DOI:
https://doi.org/10.37892/2712-8121-2022-36-37-13-32Ключевые слова:
Древнехакасское государство, енисейское руническое письмо, храмы Южной Сибири, молитвенные надписи, северное (сибирско-тюркское) манихейство.Аннотация
Рисунки, а затем лично-фамильные тамги и молитвенные надписи средневековья не нарушают петроглифы былых времен, соответственно, сохранялись горные культы. Курганы VI–VIII вв. продолжают кладбища II в. до н. э. – V в. н. э., что свидетельствует о том, что осознавались кровные связи с предками. В VIII в. монументальный манихейский храм возвели в долине, где по ХХ в. оставались нетронутыми 14 скульптур и около 15 менгиров. Храм действовал среди языческих идолов, ближайшие были от него в 100–140 м. Достигнув Енисея, манихейство включило в свою религиозную практику руническую письменность, а вместе с нею и комплекс мировоззрения, сохранявшего почитание памятников предков. Скопления наскальных молитвенных надписей указывают на места былого расположения манихейских монастырей, состоявших из легких, не оставивших следов построек. На алтайской скале рунами написано наименование одного такого монастыря. Енисейская эпитафия из Суджи (Монголия, Е 47) – подлинный внутренний источник Древнехакасского государства – повествует о сооружении монастыря для 100 послушников, возглавлявшихся манихейским вероучителем-маром. Сибирские и центральноазиатские миссионеры в IХ–X вв. принесли манихейский обычай молитвенного письма на скалах на земли современного Кыргызстана и южного Казахстана. Енисейские надписи в кельях обнаружили приход манихейских паломников в пещерные монастыри Восточного Туркестана. Взаимное проникновение новых и местных верований сформировало особое религиозное направление – северное, сибирско-тюркское манихейство, отличительными признаками которого являются три названных типа монастырско-храмовых комплексов и енисейские рунические надписи. Рядом с привнесенной культовой архитектурой продолжает бытовать сохранение традиционных горных культов.
Благодарность: Работа выполнена в рамках Государственного задания Института археологии РАН № НИОКТР 122011200266-3