РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПОСА «АЛДАР И ЗУХРА»
DOI:
https://doi.org/10.37892/2712-8121-2021-32-33-130-140Ключевые слова:
эпическое произведение, Авлия, Пророк, дагуат, молитва, кыз-батыр, Пяри, степные и лесные башкирыАннотация
Статья посвящается выявлению религиозных особенностей башкирского эпоса «Алдар и Зухра», который был обнаружен в 1961 г. в рукописном отделе Ленинградской библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в личном фонде Р.Г. Игнатьева исследователем М.Г. Рахимкуловым. Автором ставятся и решаются следующие задачи: систематизировать накопленные сведения об эпосе, определить в нем место ислама, показать противоречивость и взаимосвязь религиозных и традиционных обрядов, объяснить религиозную атрибутику и установить их функциональное значение. Согласно первоначальному замыслу, эпос должен был рассказать об истории героизма и любви Алдара и Зухры. Возможно, принятие ислама башкирами способствовало тому, что текст произведения претерпел определенные изменения: появляются мотивы веры героев во Всевышнего, их уверенность в том, что не только мифические силы, но Аллах и его святой пророк Мухаммед помогают тем, кто в них верит и просит у них покровительства и поддержки. Таким образом, отныне исламская культура защищает жизнь как степных, так и лесных башкир от атак мифических тварей, отпугивает врагов ислама от мусульман.
С момента создания эпоса и до его широкого распространения изменилось и представление о женской красоте в народном восприятии: такие прежде считающиеся важными качества, как богатырская сила и физическое превосходство с принятием ислама поменялись на религиозность и набожность. Это, по всей видимости, было связано в целом с готовностью общества к принятию мусульманской религии либо явилось следствием последнего. В заключении делается вывод о том, что сложные переплетения разных мировоззрений героев образуют синкретизм, что и формирует поэтику народного произведения.