ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА ЮРОДИВОГО… В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ «БУРЕНУШКА» ТАНСУЛПАН ГАРИПОВОЙ
DOI:
https://doi.org/10.37892/2712-8121-2024-42-43-104-111Ключевые слова:
Тансулпан Гарипова, башкирский роман, гендерная проза, образ юродивого в литературе, художественная речь.Аннотация
Башкирская писательница Тансулпан Гарипова признана не только в родной Республике Башкортостан, но и далеко за ее пределами: наиболее известны такие ее произведения, как «Полевая вишня», «Не улетайте, журавли!», «В ожидании дождя», «Девушка в монистах», «Гильмияза» и многие другие. Об этом свидетельствуют не просто большой интерес к ее творчеству со стороны читателей, но и пристальное внимание научного сообщества (Н.А. Хуббитдинова, А.Ш. Абдуллина, Г.Н. Гареева, Р.Р. Магадеева и др.).
Несмотря на это, ее роман-эпопея «Буренушка», как и творчество писателя в целом, до сегодняшнего времени в достаточной степени не изучено. Перед исследователями стоят задачи раскрытия эстетического своеобразия, идейно-художественных и тематических особенностей ее произведений, а также установления особого подхода к изучению. Последнее – привлечение гендерного подхода к изучению творчества – более всего является актуальным и еще не раскрытым направлением в башкирской литературоведческой науке. В данной статье сделана попытка показать некоторые аспекты этого научного направления на примере исследования образа одного из персонажей романа «Буренушка» – Шангарея, представляющего немалый интерес с точки зрения раскрытия основной идейно-тематической направленности и художественного своеобразия произведения.